Тестирование юзабилити дизайна сайта

Тестирование юзабилити дизайна сайта

Тестирование – неотъемлемая часть процесса создания юзабилити дизайна. Большинство эффективных команд разработчиков рассматривают  юзабилити тестирование как обязательную часть трудового процесса, от которой напрямую зависит качество конечного результата.

В этой статье мы собрали 10 отличных советов, которые помогут вам проводить юзабилити тестирование профессионально, вовремя и в полном объеме.

1. Начинайте тестирование на как можно более ранних этапах

Как правило, чем раньше начинается процесс тестирования, тем меньшее количество правок приходится вносить в готовый продукт. Соответственно, обычно раннее тестирование способствует минимизации затрат на разработку, а не наоборот, как может показаться на первый взгляд.

Вы наверняка встречали этот тип разработчика: он создает продукт, ориентируясь на себя, как на целевую аудиторию. Запомните: его подход рискован! Лучше будьте тем разработчиком, который создает понятные схемы взаимодействия тестировщиков с продуктом и грамотно распределяет роли в этих схемах.

2. Выделите основные цели

Перед началом разработки определите свои цели как можно яснее. Вот распространенные примеры эффективной постановки целей:

  • Узнать, могут ли пользователи выполнить поставленные задачи (например, найти информацию или приобрести продукт)
  • Узнать, сколько времени необходимо для реализации задачи
  • Узнать, довольны ли пользователи товаром или что можно улучшить, чтобы он был доволен еще сильнее

3. Тщательно разработайте вопросы

Когда вы четко осознаете свои цели, вы можете начать тестировать взаимодействие с вашим продуктом. Задачи по тестированию должны быть реалистичными и выполнимыми.

После определения набора задач – расставьте их по приоритетности. Формулируйте задачи как можно проще, если возможно – даже примитивно. Каждая задача должна иметь конкретную цель: например, заполнить поля за 2 минуты или проставить 5 галочек за 1 минуту. Однако, помните, цели – ваш личный инструмент, и их не требуется озвучивать тестировщикам: просто имейте их ввиду. Оптимальное количество тестировщиков для каждого теста – не более 5 человек, оптимальное время сессии одного теста – 60 минут.

Пускай ваши задачи будут сформулированы в форме инструкций, а не строгого сценария. Например, вместо «Скачайте книгу рецептов» вы можете написать что-то вроде «Вы ищете несколько способов приготовления бобов. Затем вы скачиваете электронную книгу рецептов».

4. Наймите фокус-группу

Выбранные тестировщики должны максимально соответствовать вашей целевой аудитории: как по стандартным характеристикам вроде гендера и возраста, так и по инсайтам и опыту. Ваши цели подскажут вам, кого выбрать в качестве тестировщика. Кстати, поиск людей для прохождения юзабилити тестов обычно занимает немало времени – будьте готовы к этому!

Вы можете найти тестировщиков как на специализированных сайтах вроде Upwork, так и на более привычных Facebook или LinkedIn. Для этого разместите на одном из сайтов сообщение о поиске тестировщика в свободной форме и предложите в качестве компенсации за работу [обычно небольшое] вознаграждение. Не забудьте указать все детали опроса вроде места и времени его проведения.

Также не забудьте определить, какие особенности тестировщиков могут помешать вашей работе. При этом важно помнить, что «ранние последователи» (early adopters – англ.) часто не являются хорошими тестировщиками, т.к. обычно имеют несколько специфическое мнение о технологиях.

Когда вы подберете подходящих людей на роль тестировщиков, создайте для них опросник. Удобный инструмент для его создания – Google Forms.

Совет: если поиск тестировщика кажется сложной задачей, необходимые контакты могут найтись у ваших менеджеров по продажам или маркетингу, а также – в специфических онлайн-группах.

Лайфхак: по статистике, тестирование с привлечением всего 5 людей способно определить около 85% всех проблем в юзабилити. А это значит, что вы можете не привлекать к тестированию большое количество людей: качественное составление опросника может принести куда более весомые результаты.

5. Получайте как можно больше от личного тестирования

Обеспечьте раппорт: для этого тестировщику должно быть удобно, вокруг него должны отсутствовать стресс-факторы, он должен быть в нормальном настроении. Постарайтесь наладить тесный контакт между участником и модератором: чем плотнее их взаимодействие, тем более качественные результаты вы можете получить.

Вам обязательно нужно донести до тестировщика мысль о том, что тестируются не его способности, а сам продукт. Забавно, но нередко малоопытные тестировщики действительно не могут расслабиться перед началом теста из-за боязни провалить его, хоть это и невозможно. Ваша задача – помочь тестировщику раскрыться, высказать свое абсолютно любое мнение.

Что не следует делать во время тестов? Не стоит изменять маршрут взаимодействия пользователя с устройством или программой, также не стоит слишком много объяснять, инструктировать, судить действия тестировщиков, привлекать их внимание к чему-либо конкретному. Внимательно наблюдайте за их действиями: невербальный язык нередко говорит так же много, как и вербальный.

6. Воспринимайте юзабилити тестирование как цикличный процесс

Многие команды, создающие продукт, воспринимают процесс создания дизайна как линейный: который начинается с исследования, имеет фазу прототипирования и кончается тестированием. Мы же рекомендуем воспринимать создание юзабилити дизайна как цикличный процесс и проводить тестирование каждый раз, когда представляется возможность. Вот так:

Лучший способ избежать «переделок» в работе – внедрить возможность для пользователей давать отзывы на каждом из этапов реализации проекта.

7. Не ограничивайте себя тет-а-тет-сессиями

Тестирование с личным присутствием – не всегда возможно. Например, ваш тестировщик может жить в другой стране, или задача может быть слишком мелкой для того, чтобы он присутствовал на тестировании лично.

Лайфхак: сохраните этот перечень инструментов для удаленного немодерируемого тестирования – они должны оказаться под рукой в нужный момент!

Lookback – позволяет проводить модерируемое и немодерируемое тестирования.

UserTesting – простейший инструмент для юзабилити тестирования.

Validately – портал позволяет платно отправить ссылку на аудит группе тестировщиков, после чего они присылают результаты аудита по прошествии некоторого времени.

Usabilla – позволяет собирать как количественные, так и качественные данные от пользователей.

Подсказка: тестировщик не должен быть «слишком профессионален». Другими словами, люди, которые проходят тесты слишком часто, как правило, во время теста начинают фокусировать внимание на строго определенных вещах – и это понижает качество исследования.

8. Привлекайте к процессу всю команду

Проблемы юзабилити могут и должны решаться всей командой еще до старта непосредственной реализации продукта: тестирование – коллективный вид спорта. Командная работа над разработкой юзабилити тестов нередко позволяет предугадывать возникновение проблем даже самого редкого типа.

Важно, чтобы на этапе составления вопросов ваш коллектив обязательно давал свои рекомендации: ведь именно этим людям потребуется работать с комментариями в дальнейшем.

Если кто-то из вашей команды хочет присутствовать на тестировании лично, но не имеет такой возможности, вы можете записать процесс тестирования на видео специально для него – и не один важный момент не будет упущен.

9. Тестируйте до, в течении и после создания дизайна

Мы рекомендуем тестировать до, в течении и после создания дизайна – другими словами, на всех основных стадиях создания продукта. На каждом из этапов корректируйте вопросы, которые вы планируете задавать на следующем этапе.

10. Не старайтесь решать все вопросы одновременно

Внимательно расставляйте приоритеты! Вы можете ранжировать их относительно того, в какой степени впоследствии они будут влиять на финальную прибыль.

Вместо эпилога

Не старайтесь сэкономить средства и не проводить тестирование вовсе или проводить его не вовремя или в неполном объеме. Иначе вы рискуете сильно экономить на шампанском, которое будете пить по окончанию проекта.

Наши контакты

⚑ 344022 Россия, г. Ростов-на-Дону,
ул. Максима Горького, д. 247, офис 1.


☏ 8 863 322 02 22
📨 mail@goodmobile.su

Все о разработке мобильных приложений, интернет магазинов и платежных инструментов онлайн | Goodmobile.su © 2010—2017. Все права защищены.